Автор технологии. Вахидова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры  педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М Акмуллы.
Ключевые слова. Портфолио, технология,

Компетентностная направленность. Технология направлена на формирование проектировочных и управленческих компетенций обучающегося, таких как: осознание ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности, проявление понимания их смыслов и значений, демонстрация системности, целостности представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся); способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности; владение нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса; готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности специалиста; готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию; готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов); способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов); способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности и др.

Концептуальная основа технологии.Данная технология рассматривалась в работах Дж. С. Пейпа и М. Чошанова. В целом технологию Портфолио в образовании рассматривается как: собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения; форму целенаправленной систематизации и самооценки, коррекции результатов и достижений; технологию саморазвития и самосовершенствования; средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования; средство самопрезентации и карьерного роста; показ достижений в управленческой и педагогической деятельности; средство мониторинга и оценки профессионального развития.
Современное учебное заведение – это современный педагог, способный работать по новым информационным технологиям, обладающий коммуникативными навыками, умеющий проектировать и моделировать любое образовательное явление, будь то урок, классный час или родительское собрание, готовый работать на качественный образовательный результат в условиях его внешней оценки со стороны общественно-государственного органа управления образовательного учреждения. А самое главное педагог должен быть высокопрофессиональным и являться образцом, с которого ученик захочет брать пример. 
В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.
Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применений портфолио в образовательном учреждении происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в образовательных учреждениях с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Портфолио в образовании можно рассматривать как:

• Собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
• Форму целенаправленной систематизации и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
• Технологию саморазвития и самосовершенствования;
• Средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
• Средство самопрезентации и карьерного роста;
• Показ достижений в управленческой и педагогической деятельности;
• Средство мониторинга и оценки профессионального развития.

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные,  профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
• Интеграцию количественной и качественной оценок;
• Смещение акцента на достижение, успех;
• Перенос акцента на самооценку.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие важные задачи, как:
1. Поддерживать высокий уровень мотивации;
2. Поощрять активность и самостоятельность;
3. Расширять возможности обучения и самообучения;
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• Повышения или подтверждения квалификационной категории педагога, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
• Помощи при самоанализе и самооценке управленческой или педагогической деятельности;
• Своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений педагога.
Портфолио педагога обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Профессиональные портфолио можно подразделить на несколько видов:
1. Портфолио документов как витрина достижений:
• лицензии;
• сертификаты;
• дипломы;
• свидетельства и т.д.

2. Портфолио отзывов (оценок):
• рецензии;
• характеристики;
• благодарности;
• отзывы;
• резюме и т.д.

3. Портфолио процесса как набор материалов и творческих работ:
• авторские разработки;
• управленческие концепции и технологии;
• авторские программы и проекты;
• методические рекомендации и т.д.

Портфолио документов – необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы,  отражающие его личностно-профессиональный рост.
Портфолио отзывов – рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.
Портфолио процесса – материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы – методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.
Портфолио результатов – качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессионально-педагогических результатов – личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности.
По составу портфолио бывают простые и комплексные. Простые – это тематические портфолио: документальные, процессуальные. Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Практика работы учреждений образования свидетельствует о том, что педагоги чаще всего используют комплексные портфолио, позволяющие им обеспечивать системность того или иного реализуемого вида деятельности. Состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо руководитель методического формирования.

Основные идеи и принципы технологии. Основными принципами составления и использования портфолио являются:
• принцип добровольности;
• принцип преемственности;
• принцип непрерывного развития;
• принцип индивидуализации;
• принцип субъективности:
• принцип взаимозависимости и взаимодополняемости.

Особенности содержания технологии и процессуальная характеристика технологии. Портфолио педагога – это не копилка методических разработок, а отслеживание и коррекция процесса использования в работе приёмов, средств и технологий, степень их адекватности конкретному классу и ученику, степень их эффективности. В этом случае планы и разработки, технологические карты уроков, разноуровневые задания, тесты, анализ результатов и затруднений учащихся помогают педагогу корректировать процесс постоянно. Таким образом, осуществляется пошаговое внедрение новых методов и технологий, а в результате непрерывное и последовательное самосовершенствование педагога.
Особенно ценен методический портфолио по одному из направлений самообразования педагога. В портфолио должен найти отражение уровень развития таких основных педагогических умений педагога, как, например, умение грамотно планировать и организовывать, корректировать и оценивать работу учащихся, отбирать формы и методы работы на уроке в соответствии с его целями и особенностями группы.
Примерные разделы портфолио:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
• Ф.И.О.
• Год рождения
• Образование
• Педагогический стаж, стаж работы в должности
• Повышение квалификации
• Награды
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
• Материалы с результатами освоения учащимися образовательной программы и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• Сравнительные таблицы уровня обученности и воспитанности учащихся;
• Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся;
• Самоанализ педагогической деятельности педагога по годам обучения.
Раздел 3. Деятельность, связанная с совершенствованием профессионального мастерства
• Материалы, в которых обосновывается выбор используемых технологий и методик;
• Материалы участия в работе методического формирования, сотрудничество с методическими службами;
• Программа и результаты инновационной деятельности;
• Авторская программа изучения предмета;
• Авторская дидактическая система;
• Планы уроков;
• Методические разработки тем;
• Тематика творческих работ для учащихся;
• Тематика проектов;
• Образцы тестов, контрольных работ и олимпиадных заданий;
• Список проведенных внеклассных мероприятий;
• Планы и сценарии внеклассных мероприятий;
• Авторские программы факультативов, спецкурсов;
• Перечень проведенных семинаров, мастер-классов и др.;
• Материалы творческих отчетов;
• Выступления перед педагогической общественностью;
• План индивидуального профессионального  роста;
• Материалы участия в профессиональных конкурсах;
• Диагностические материалы;
• Рефлексивные записки;
• Анализ методических материалов и авторских разработок.

Портфолио как форма организации работы позволяет значительно упорядочить работу педагога над проектами и исследованиями. Для этого достаточно задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволит перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом или исследованием. С точки зрения систематизации и хранения многочисленных материалов портфолио обладает несомненными преимуществами перед традиционными способами организации работы.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с педагогом по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.).

Позиция студента в воспитательном процессе. Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и не прерывной оценки и самооценки результатов деятельности педагога. В этом случае принципиальным достоинством технологии является то, что педагог включает в раздел «Достижения» только те материалы, которые, по его собственному мнению, отражают его личные успехи. При этом во вступлении педагог рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах, а в самоанализе дается обоснование, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения. Именно здесь педагог делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким образом, портфолио может использоваться для развития рефлексии, осознания и оценки педагогом результатов своей деятельности. В прогнозе на будущее автор может планировать дальнейшую деятельность с учётом достигнутого.

Технологическая карта занятия.
Введение в технологию.
Классификация и определение структуры по видам портфолио.
Организационный компонент. Работа с образцами портфолио, определение ведущих разделов, задания.
Процессуально-операционный компонент. Разработка своей структуры портфолио, отвечающей обозначенным принципам и требованиям.
Рефлексивно-оценочный компонент.

Программно-методическое обеспечение. Теоретические идеи технологии отражены в материалах и образцах, обращение к ресурсам Кампус, образовательным порталам и сайтам образовательных учреждений и страничек педагогов.
        http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Требования_к_ППС

Отредактировано diana9161 (2011-06-07 23:17:23)